Управление рисками в бизнесе - это шансы на успех.

Управление рисками в бизнесе - это шансы на успех.

Риск - это часть нашей повседневной жизни. Мы рискуем, чтобы выиграть, чтобы обеспечить себе будущее. В глобальном смысле риск является одним из факторов развития человечества. Если мы не рискуем, то стоим на месте.

Но что же такое РИСК ? Слово риск всем знакомо, на европейских языках звучит практически одинаково. Его стали часто употреблять специалисты в разных сферах. Как правило, в негативном смысле. Но значит ли, что риск – это всегда опасность и всегда что-то плохое? Можно ли его обратить себе на пользу, можно ли им управлять?

Сегодня мы говорим не о повседневном риске каждого человека, связанным с пользованием газом, спичками, ездой на велосипеде или автомобиле; не о биологическом понимании риска, связанном с опасностью, стрессами и т.п., а о рисках в деятельности нефинансовых организаций и предприятий.

 

Все, что связано с рисками в деятельности компаний, обычно называют риск-менеджментом, или говоря по-русски, управлением рисками. Это выявление рисков, их анализ и оценка, воздействие на риски или защита от них.

Несмотря на то, что Управление рисками широко применяется в мире уже более 20 лет, в России риск-менеджмент не популярен и практически не известен собственникам и топ-менеджерам малого и среднего бизнеса. Исключение составляют крупнейшие корпорации России, в которых есть системы управления рисками.

 

Единого определения у понятия риск нет, и это связано с тем, что оно используется в самых разных сферах деятельности – в бизнесе, в науке, в повседневной жизни.

Если говорить о деятельности компании, то риск - это неопределенное внешнее или внутреннее событие, влияющее на достижение целей компании. Что важно подчеркнуть - каждый риск имеет понятные причины и последствия.

 

Риск характеризуют два параметра - ущерб, который может возникнуть в результате события, и вероятность того, что это событие произойдет.

Самое главное в начале разговора о риске – это необходимость разделить понятия НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ и РИСК.

Символом риска для большинства людей является рулетка и кости (кубики).

 

Но это не так. Рулетка и кости – это символ неопределенности. А риск нельзя приравнивать к ней.

 

Неопределенность связана с будущим, которое в принципе непредсказуемо, а также с альтернативами и выбором.   

Риск связан с неопределенностью, но считается, что риск возникает у человека или субъекта принимающего решение.

Как говорится, риск в глазах смотрящего!

 

Приведем простой пример неопределенности в нашей жизни. Какой будет курс евро через неделю? Мы можем угадать, но абсолютно точно мы этого не знаем. Но есть ли для нас риск в том, какой будет курс, и в чем он заключается?

1. Если Вы никак не связаны с данной валютой – не собираетесь покупать или продавать евро, экспортировать или импортировать продукцию, например, в Европу, то у Вас нет риска, связанного с курсом евро.

2. Но если Вы планируете через неделю купить, допустим, 1000 евро, то Ваш риск заключается в том, что курс валюты пойдет вверх.

3. Если же Вы планируете, наоборот, продать 1000 евро, то Ваш риск в том, что курс валюты пойдет вниз.

 

Отсюда мораль – неопределенность объективна, а риск зависит от точки зрения.

Исследования говорят, чем более неопределенная ситуация для человека, тем более неправильное решение он примет!

 

Концепция, что рисками в бизнесе можно управлять, бурно развивалась во всем мире с конца ХХ века и на сегодня мы имеем парадоксальный результат. Ведущие риск-менеджеры и в России, и в мире говорят о том, что риск-менеджмент с его методами, разработанными 20-30 лет назад, устарел полностью, и требуется ребрендинг риск-менеджмента. Т.е. нужно не управлять рисками, а говорить о шансах на успех.

Наиболее продвинутая концепция сегодня состоит в том, что управление компанией должно быть риск-ориентированным. Или иначе - предприниматели и управленцы должны принимать свои ключевые решения с учетом рисков.

Но возникает вопрос – а для чего предпринимателям, топ-менеджерам тратить силы, время и средства на какое-то управление рисками?

Этот вопрос, эта тема особенно актуальна в период кризиса, так как анализ рисков (а это и угроза, и новая возможность) становится и условием выживания компании, и важным конкурентным преимуществом в условиях неопределенности и непредсказуемости внешней среды. 

 

Сама жизнь предоставила один из лучших кейсов о целях, задачах и эффекте от управления рисками. Простое и понятное обоснование мер по управлению рисками от В.В.Путина (диалог Президента с Потаниным 05 мая 2020г. по поводу ЧП в Норильске).

Лучше потратить несколько миллионов и предотвратить ЧП, чем потом тратить десятки миллиардов на компенсацию убытков, уплату штрафов. (https://www.youtube.com/watch?v=CX3vESHS94A).

Одна из проблем состоит в том, что в обычной деятельности руководители компаний считают, что они знают все свои риски и у них все под контролем. Но оказывается 95% рисков мы не видим. Не хотим видеть и не можем видеть по самым разным причинам. Больше того, управление рисками противоречит человеческой природе!

Это явление выявлено и хорошо изучено достаточно новой наукой «поведенческой экономикой» и называется когнитивные искажения или проще – ментальные ловушки.

Т.е. интуитивным образом управлять рисками в деятельности своей компании не получится. Но хорошая новость на сегодня состоит в том, что никаких специфических знаний для управления рисками (защиты от рисков) не нужно. Нужны лишь практические инструменты и работающие методы.

 

В управлении рисками достаточно много инструментов и методов для самых разных ситуаций и условий. Выбор зависит от желания их применять, готовности компании к внедрению (например, наличия финансовой модели бизнеса), корпоративной культуры.

A. Для неискушенных людей управлять рисками - это значит понимать, что есть ментальные ловушки при выявлении рисков, что есть так называемые качественные методы работы с рисками. По большому счету, на этом этапе достаточно простого снижения неопределенности при принятии какого-нибудь важного решения способом, доступным для понимания не статистиков.

B. Для людей, знающих как принимаются управленческие решения, понимающих что такое корпоративные финансы и теория вероятности – это использование деревьев решений, других не очень сложных количественных методов и применение программного обеспечения в виде специализированных надстроек в обычном Excel.

C. Для искушенных профессионалов, которые на ТЫ с математической статистикой, теорией вероятности, финансовыми моделями и поведенческой экономикой, управление рисками - это имитационное моделирование с использованием количественных методов (например, метод Монте-Карло), применение результатов нейроэкономических исследований, использование специализированных программ.

 

В любом случае, управление рисками — это и важный элемент корпоративного управления, и, самое главное, это практический инструмент принятия взвешенных и осознанных решений руководителями и сотрудниками организации. 

Сегодня часто можно услышать вопрос - ну и зачем нам управление рисками в компании, если риск-менеджеры не способны предсказать появление короновируса, пандемии и кризис в связи с этим ?

На самом деле «пандемию» более правильно рассматривать не как риск, а как фактор для реализации других рисков (в частности, риски непоставки сырья и комплектующих, кадровые риски, неплатежи контрагентов и прочие). Крупные компании, которые видели эти риски заранее и предприняли заранее действия для минимизации этих рисков, существенно снизили последствия от «пандемии». Риск-менеджмент теперь стал более востребован!

 

Управление рисками не является средством от всех болезней и не является универсальной палочкой-выручалочкой, которая спасает от всех неприятностей и непредсказуемости нашей переменчивой жизни. Но риск-менеджмент может «подсветить», указать проблемные точки, расставить приоритеты. Подготовить компанию заранее к неожиданным события, учесть все риск-факторы, разработать антикризисные сценарии, особенно проработать план действий по обеспечению непрерывной деятельности в случае маловероятных, но критичных угроз.

По существу, суть риск-менеджмента в обеспечении непрерывности бизнеса при любых непредвиденных причинах. Да, в условиях пандемии управление компанией стало антикризисным, но это не должно быть неожиданностью, это должно быть проработано заранее! Должны уже быть планы реагирования на редкие события.

 

Примером положительной работы с биологическими рисками (а они, по существу, стоят в одном ряду со стихийными бедствиями, пожарами, технологическими авариями и даже военными конфликтами) является опыт работы транснациональных компаний.

Они работают в разных регионах планеты, в разных странах и у них есть заранее разработанный протокол на каждый подобный случай. Поэтому в экстренной ситуации не приходится действовать интуитивно в условиях нехватки времени, а работать по плану выхода из кризисной ситуации.

Управление рисками – это не предсказание и не прогнозирование. Это настрой на готовность к разного рода неопределенностям и умение вовремя отреагировать, чтобы выйти из ситуации с минимальными потерями или без них. И достичь поставленных перед компанией целей.

 

Владимир Здунов.

Посмотреть «Весь список»