В законопроекте прописан новый механизм погашения долгов перед работниками обанкротившихся предприятий, организаций и компаний. Так, задолженность по зарплате за три месяца до признания предприятия или компании банкротом может быть погашена за счет средств федерального бюджета.
При этом сумма выплаты не может превышать трех среднемесячных заработных плат по региону, в котором находится работодатель-должник. Предусмотрено, что источником средств для выплаты компенсации по зарплате будут являться штрафы, которые поступают в казну за правонарушения в сфере трудового законодательства.
То есть предлагается ввести механизм, аналогичный дорожному фонду, который формируется в том числе за счет штрафов за нарушения правил перевозки грузов.
Крупные работодатели в России, конечно, стараются не нарушать трудовые права работников, чтобы не попасть на проверки и штрафы. Но вот малый и средний бизнес не столь прилежно относится к трудовым гарантиям.
Так, по данным Роструда, в 2019 году общая сумма наложенных административных штрафов по трудовым нарушениям составила 3762,9 млн рублей, в 2020 году – 3710,3 млн рублей, за первое полугодие 2021 года – 1368 млн рублей. И практически все эти суммы поступили в бюджет, иными словами – нарушителям не удается избежать уплаты штрафов.
При этом, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в 2020 году работодатели-банкроты задолжали своим сотрудникам 2380,2 млн рублей. При этом удалось добиться выплаты лишь 823 млн рублей задолженности.
В 2021 году сумма долгов оказалась примерно такой же – 2109,1 млн рублей. А выплатили задолженность по зарплате лишь на сумму 560,5 млн рублей.
"Проблема задолженности по зарплате решалась в нашей стране в несколько этапов. На первом, в 2005 году, в законодательство была внесена административная и уголовная ответственность работодателей, что позволило снизить среднемесячную задолженность с 26 млрд рублей до 4 млрд уже в 2006 году. Но осталось нерешенной проблема долгов предприятий-банкротов. На втором этапе в законодательство о банкротстве внесли положения, по которым долги по оплате труда были передвинуты в очередности погашения долгов с третьей очереди в первую. Но все-таки осталась ситуация, когда долги вернуть не удается, поскольку конкурсной массы (имущества предприятия) не хватает для полной расплаты",- поясняет профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Он напоминает, что была попытка создать специальный страховой фонд на этот случай, но это требовало введения нового страхового платежа от ФОТ (Фонда оплаты труда) в размере 0,5-1%. "Данную идею работодатели не поддержали, поскольку платить за нерадивых никто не хотел, а новый страховой платеж увеличивал стоимость продукции и услуг. Теперь возникла идея переложить издержки на федеральный бюджет. Но это вряд ли понравится минфину, а работникам предлагается возмещение не полной потерянной зарплаты, а средним уровнем по региону.
Также одним из условий выплаты компенсации является наличие не менее шести месяцев трудовых отношений с работодателем-банкротом. Конечно, люди, выполнившие все свои трудовые обязанности, должны получать полное вознаграждение.
Но если других возможностей взыскать долги нет, то лучше получить хоть что-то, чем ничего", – добавляет эксперт.