Минэкономразвития сообщило, что внесло в правительство проект закона, которым предлагается перевести деловой документооборот в электронный вид, что в итоге позволит сэкономить бизнесу миллиарды рублей. Проект подготовлен в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика».
Действующим законодательством закреплено обязательное хранение многих документов в бумажном виде и установлены длительные сроки их хранения (до 75 лет). В этой связи, например, затраты одного крупного банка на хранение бумажных документов могут составлять до 2,5 млрд рублей в год. Общие затраты бизнеса оцениваются в 3,5 триллиона рублей в год.
Вместо этого планируется ввести базовое регулирование долговременного хранения документов в электронном виде, создание возможности конвертации электронного документа в другой формат при сохранении его юридической значимости. Обещают, что в общем случае бумажные экземпляры можно будет уничтожить через год после цифровизации.
Кроме того, можно будет создавать электронные дубликаты бумажных документов и наоборот. Процедура, которую планируется ввести, обеспечит сохранение юридической значимости – для этого надо будет соблюсти ряд условий, в частности, создание дубликата лицом, ранее подписавшим исходный документ, подписание дубликата усиленной ЭП или собственноручной подписью лица с возможностью определить дату и время подписания.
Созданием и хранением электронных дубликатов смогут заниматься отдельные организации, для такой деятельности будет нужна госаккредитация.
Нормы законопроекта будут распространяться на все юридически значимые документы, если иное не будет установлено другими нормативными актами.
В том числе станет возможным хранение в электронном виде следующих документов:
- согласия на обработку персональных данных, отзыв таких согласий;
- документы бухучета;
- документы, создаваемые кредитными организациями;
- согласия на получение рекламы;
- договоры о присоединении сетей электросвязи;
- аудиторские заключения и другое.