Налоговое бремя на российскую экономику увеличилось в 2018 году по сравнению с предыдущим годом, свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС). При этом нагрузка в разных отраслях различается в десятки раз.
ФНС рассчитывает налоговую нагрузку как отношение суммы налогов и сборов к выручке организаций. С 2017 года служба перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД-2), поэтому РБК сравнивал значения только за 2017 и 2018 годы.
Минфин рассчитывает налоговую (и фискальную) нагрузку по-другому — как сумму всех поступлений налогов и обязательных неналоговых платежей в бюджетную систему в процентах от ВВП.
В 2017 году этот показатель составил 31,1%, увеличившись с 29,2% ВВП в 2016 году. Данных за 2018 год Минфин еще не приводил, но говорил, что в 2019 году фискальная нагрузка увеличилась в связи с повышением ставки НДС. РБК направил запрос в Минфин.
Налоговая нагрузка в России сопоставима с такими странами, как Великобритания (33%), Канада (31,7%), Новая Зеландия (32,1%), но больше, чем в США (26%) или Швейцарии (27,8%). Среднее значение в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — 34,5% ВВП (по данным Минфина за 2016 год).
Президент Владимир Путин еще в послании Федеральному собранию в 2017 году поставил задачу до 2019 года создать новые стабильные правила налоговой системы на долгосрочный период. Как неоднократно заявлял первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов (в частности, на Гайдаровском форуме в 2017 году), налоговая нагрузка на экономику не будет расти в ближайшие шесть лет.
Рост налоговой нагрузки «бьет» по любой отрасли, прокомментировал РБК директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Из-за роста налоговой нагрузки растут издержки предприятий, сокращается производство и рост экономики», — отметил он.
Рост налоговой нагрузки за последний год выглядит «более чем спокойно», учитывая рост налогового бремени в последние годы, считает замдиректора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.
Диспропорции в отраслях
Налоговая нагрузка распределена по сферам неравномерно. Сырьевой сектор традиционно лидирует по этому показателю.
- Сильнее всего выросло давление на добычу полезных ископаемых — на 6,8 п.п. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, газ и уголь) выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.
Вместе с тем в добывающих отраслях и самая высокая рентабельность. Рентабельность по выручке в добыче полезных ископаемых выросла на 7,7 п.п. — до 33,6%, а по активам на 6,3 п.п. — до 17,3% в 2018 году.
Снизилась нагрузка в основном в отраслях со значительно меньшим налоговым бременем.
Сильнее всего сократилась нагрузка на обрабатывающие производства — на -1,1 п.п. до 7,1%, предприятия транспортировки и хранения — на 0,3 п.п. до 6,5%, оптовую и розничную торговлю на 0,3 п.п. до 2,9%.
Диспропорции налоговой нагрузки в разных отраслях объясняются их спецификой, пояснил РБК Дмитрий Куликов из АКРА. Для более рентабельных отраслей рентабельность по валовой прибыли коррелирует с налоговой нагрузкой. Но есть отрасли которые отклоняются от данного тренда.
Например, динамика налоговой нагрузки в добыче полезных ископаемых в основном зависела от динамики нефтяных цен. Нагрузка на химическую отрасль, включая лекарства, и на сельское хозяйство ниже из-за отраслевой политики — импортозамещение в базовых товарах, продовольственная и лекарственная безопасность, отметил Куликов.
Налоговая нагрузка на производство алкоголя и табака выросла из-за повышения акцизов. «В пищевой отрасли тоже есть импортозамещение, но в ней есть также политика по дестимулированию потребления вредящего здоровью алкоголя», — говорит эксперт.