Основные изменения, внесенные в федеральные законы, регулирующие отношения по обязательному социальному страхованию, вступающие в силу с 01 января 2015 года.
С 01 января 2015 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в ряд федеральных законов, регулирующие отношения по обязательному социальному страхованию».
Поправки были внесены в следующие федеральные законы:
- Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
- Федеральный закон от24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон № 125-ФЗ);
- Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Закон № 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ).
Основная часть поправок коснулась Закона № 212-ФЗ.Ниже приведены основные изменения, которые были внесены Законом № 188-ФЗ в федеральные законы, регулирующие отношения по обязательному социальному страхованию.
Снижен предел среднесписочной численности работников для обязательной подачи отчетности в электронной форме.
С 2015 г. расчеты в электронной форме по начисленным и уплаченным страховым взносам должны будут подавать в ПФР и ФСС РФ плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). В настоящее время расчеты в электронной форме по начисленным и уплаченным страховым взносам обязаны предоставлять плательщики, у которых среднесписочная численность работников превышает 50 человек.
Кроме того, с 2015 г. в электронном виде следует представлять сведения персонифицированного учета на 25 и более работающих у плательщика застрахованных лиц. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ.
В настоящее время такая обязанность предусмотрена для страхователей, которые подают сведения в отношении 50 и более человек.
Страховые взносы, подлежащие уплате во внебюджетные фонды, не округляются.
С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Ранее сумма взносов округлялась и уплачивалась в полных рублях.
Ограничены компенсационные выплаты, не облагаемые страховыми взносами.
В настоящее время компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, не облагаются страховыми взносами, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
С 1 января 2015 г. перечень исключений расширяется. Так выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства будут облагаться страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это правило действует и в отношении сумм компенсаций руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру. Соответствующие изменения внесены в п.п. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ и п.п. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Скорректирован порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера.
С 1 января 2015 г. исключена из необлагаемых сумм оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семьи.
Кроме того, правило о провозе багажа весом до 30 кг распространяется и на случаи проведения отпуска в России.
Введено определение пункта пропуска через государственную границу РФ.
Для освобождения от обложения страховыми взносами стоимости проезда работника к месту проведения отпуска за пределами РФ пунктом пропуска признается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль. Данные изменения внесены в п.п. 8 п. 1 ст. 20.2 Закон № 125-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
Пенсионные взносы начисляются на выплаты всем временно пребывающим на территории РФ лицам, осуществляющим трудовую деятельность.
В настоящее время пенсионные взносы с выплат в пользу иностранного гражданина или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающего на территории России, уплачиваются, только если с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона №167-ФЗ).
С 1 января 2015 года ограничение по срочности трудового договора утрачивает силу. Выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений будут облагаться пенсионными взносами.
Тарифы страховых взносов для данной категории лиц установлены п. 2 ст. 22.1, п. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ в размере:
- 22% если сумма выплат не превышает предельной величины базы для начисления страховых взносов;
- 10 % если сумма выплат превышает предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2014 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов равна 624 тыс. руб.).
Обращаем внимание, что правовой статус работников-иностранцев при осуществлении трудовой деятельности в значительной степени зависит от режима и основания пребывания в РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Ограничено право на применение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, осуществляющих фармацевтическую деятельность и применяющих ЕНВД.
В настоящее время уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (п.п. 10 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Пониженные тарифы, указанные плательщики используют в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. Никаких дополнительных требований для применения льготного тарифа не предусмотрено.
С 1 января 2015 г. пониженные тарифы применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в пользу физлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью и поименованы в п. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Уточнен период начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов.
Согласно ст. 25 Закона № 212-ФЗ при нарушении срока уплаты страховых взносов плательщик обязан перечислить пени, которые начисляются за каждый день просрочки.
С 1 января 2015 г. день уплаты просроченных сумм взносов включается в период начисления пени (ч. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ).
Следует отметить, что в настоящее время ст. 25 Закона № 212-ФЗ период начисления пеней определен не вполне точно. По мнению Минтруд России (Письмо от 16.05.2014 № 17-4/В-211) день уплаты страховых взносов в данном случае не должен учитываться. Вывод объясняется тем, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной уже в день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств. Соответственно, этот день не может включаться в период просрочки, поэтому пени за него не начисляются.
Уточнен порядок проведения выездной проверки плательщиков страховых взносов.
С 1 января 2015 г. срок проведения выездной проверки плательщика страховых взносов может быть продлен до четырех или шести месяцев, ранее этот срок не мог составлять более двух месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Основания для продления выездной проверки определены в ч. 11.1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ. Основанием могут быть:
- получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;
- проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
- непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, истребимых в ходе проверки и необходимых для ее проведения.
Для продления выездной проверки плательщика страховых взносов необходим мотивированный запрос, который орган контроля за уплатой страховых взносов, проводящий проверку, направляет в вышестоящий орган. Решение о продлении принимает руководитель органа или его заместитель (ч. 11.2 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Дано понятие повторной выездной проверки плательщика страховых взносов (ч. 24 ст. 35 Закона № 212-ФЗ) и порядок ее проведения (ч.25-27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки (ч. 25 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться (ч. 26 ст. 35 Закона № 212-ФЗ):
- вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов - в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;
- органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Выявленный в ходе проведения повторной выездной проверки факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Введена новая обязанность банков по представлению справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и установлена ответственность за ее неисполнение.
С 1 января 2015 г. в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов банки должны будут представлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Закона № 212-ФЗ).
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей могут быть запрошены (в установленном порядке и форме) при проведении проверок плательщиков страховых взносов и при вынесении решения о взыскании взносов (пеней, штрафов) за счет денежных средств плательщика в банках (ч. 6.2, 6.3 ст. 24 Закона № 212-ФЗ).
За непредставление указанных справок и выписок с банков будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. Такая же ответственность предусмотрена за нарушение срока представления этих документов и за недостоверность содержащихся в них сведений (ст. 49.1 Закона N 212-ФЗ).
Отменена обязанность плательщика взносов уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения.
В настоящее время в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ организации должны сообщать в органы контроля о создании или закрытии обособленного подразделения. Сообщение следует подавать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании в течение месяца со дня создания (закрытия).
С 1 января 2015 г. будет отменена обязанность организации сообщать в органы контроля о создании или закрытии обособленного подразделения, а так же о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Напоминаем, что с 01.05.2014 г. отменена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в контролирующие органы об открытии (закрытии) счетов в банке (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.04.2014 № 59-ФЗ)
Горбаченко Н.А.
консультант по бухгалтерскому и налоговому учету
ООО «УБА»
Посмотреть «Весь список»