Как сэкономить на аудите
Периодически очень многие организации сталкиваются с необходимостью провести аудиторскую проверку. Прежде всего те, для кого аудит обязателен. Но бывает, что и у других организаций возникает потребность пригласить аудиторов, например, по требованию кредиторов или собственников. И сталкиваются при этом с дилеммой. С одной стороны хочется получить от аудиторской проверки как можно больше: и чтобы налоги посмотрели, и чтобы риски трудовых и прочих споров оценили, и чтобы консультировали. А с другой стороны бюджет-то ограничен! А хороший аудитор почему-то просит денег за свою работу.
Есть способ провести качественный аудит с максимальными скидками? Да, есть, но для этого нужно знать специфику деятельности аудиторов.
А она, эта специфика, заключается в следующем:
- Высокая сезонность.
Большинство компаний просит провести аудит в феврале-марте года, следующего за отчетным. Исторически так сложилось. Дело в том, что раньше, до 2013 года налоговики требовали предоставить им заключение аудитора вместе с годовой отчетностью, то есть не позднее 31 марта! Весь же пул клиентов за два месяца все вместе взятые аудиторские компании просто не успевают проверить. А сейчас еще и количество аудиторских фирм сократилось благодаря чистке Минфина. Высокая сезонность: это очень много проверок в сезон, и существенно меньшее их количество в "несезон". В результате в феврале и марте у аудиторов сверхурочные, множественные командировки, нехватка кадров, различные стрессовые ситуации. Естественно, любая смотрящая вперед и планирующая свою работу аудиторская фирма стремится эту сезонность снизить и распределить нагрузку между всеми месяцами календарного года. А достигается это следующими мерами:
- предоставление скидок клиентами, согласными на аудит после марта года, следующего за отчетным, благо Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» позволяет это сделать без каких либо последствий для компаний
- заключение двух (а иногда и трехэтапных договоров). Это когда на первом этапе аудиторы смотрят, к примеру, 1 полугодие, а на втором – 2-е полугодие и годовую отчетность в целом. Либо 9 месяцев на 1 этапе, а 4 квартал и годовая отчетность на втором этапе.
Аудитор при этом распределяет нагрузку на весь год. И клиент в выигрыше:
а) больше выборка;
б) после получения отчета по первому этапу хороший запас времени на то, чтобы поправить все, что нужно поправить к сдаче годовой отчетности;
в) консультироваться можно весь год, пока действует договор на аудит.
- Аудит – это репутация.
Репутация для аудиторской компании и для аудитора – это "наше все". Есть репутация – есть договоры на аудит. И, разумеется, наоборот: никто не поручит проведение аудита фирме (аудитору), которому не доверяет. Ведь финансовые документы компании – это ее святая святых. Заметьте, многие аудиторские компании даже не рекламируют свои услуги ни в газетах, ни по телевизору. Основные клиенты – это клиенты, которых фирма аудирует много лет. А абсолютное большинство новых клиентов – это те, кому аудитор (аудиторская фирма) рекомендован другим довольным клиентом! В общем, постоянных клиентов аудиторы очень любят. Особенно любят тех, у кого учет в порядке и внутренний контроль организован, поскольку всё-таки приятнее выдавать именно положительное заключение, а не другое. Соответственно, при расчете стоимости аудита постоянным клиентам с хорошим учетом закладывается минимальная маржа. Учитывается и то, что деятельность клиента знакома аудитору, и то, что учет у него понятен и что доверие к внутреннему контролю высокое. Данным клиентам даже не приходится просить о скидке.
- Время-деньги.
Чтобы спланировать необходимые в сезон ресурсы, аудиторы начинают к нему готовиться заранее. В том числе составляют график проверок. И чем раньше клиент заключает договор и выход к нему отражается графике – тем дешевле обходится аудит. Чем позже заключен договор, тем он дороже. Так, например, стоимость аудита производственного предприятия за 2014 год, договор на которой заключен в январе 2014 года может быть почти вдвое дешевле, чем стоимость аудита того же предприятия, но при заключении договора в январе 2015 года. В общем, чем дальше горизонт планирования – тем меньше у компании расходы на аудит. Итак, если вы хотите получить максимум от аудита, сэкономив при этом деньги, то:
1. Учитывайте, что самая высокая нагрузка у аудиторов в феврале и марте. Соглашайтесь на проведение аудита после марта и просите скидку.
2. Проводите аудит в два этапа.
3. Постоянными клиентами аудиторы дорожат особо. Если же компания каждый год меняет аудитора, то она должна быть готова к более высоким расходам на аудит.
4. Договор на аудит заключайте заблаговременно. Чем раньше, тем дешевле.
Паршкова Н.Б., аудитор, руководитель департамента общего аудита ООО "Листик и Партнеры" 12.01.14
Посмотреть «Весь список»