Осенью 2021 года Россию захлестнула новая волна заболеваемости COVID-19, из-за чего экономический рост уже сбавил темпы после летнего взлета, главным образом в регионах с низкими показателями вакцинации.
Очередная вспышка потребовала новых ограничительных мер, например, введения нерабочих дней в октябре-ноябре. Риски увеличивает распространение нового омикрон-штамма, который уже косвенно отразился на российской экономике.
По прогнозу Всемирного банка, темпы вакцинации в России не изменятся в 2022 году и значительная часть населения останется непривитой на протяжении большей части года.
Поэтому COVID-19 будет по-прежнему представлять большую опасность для здоровья россиян, и власти могут ввести постоянные и периодические ограничительные меры. Организация называет контроль заболеваемости со стороны государства фактором, напрямую ограничивающим экономическую активность жителей.
Кроме того, Всемирный банк считает, что текущая денежно-кредитная политика Центробанка является эффективной и с большой вероятностью поможет сократить инфляцию.
Однако этот показатель в 2021 году превысил прогнозы многих аналитиков, и может оказаться более устойчивым, чем ожидают в ЦБ. Тогда потребуется новое ужесточение денежно-кредитной политики, которая понизит внутренний спрос в России и замедлит экономический рост.
Неопределенность относительно будущего спроса на энергоносители также ставит перспективы страны под угрозу, считают в организации.
Востребованность углеводородов зависит сразу от нескольких непредсказуемых факторов — устойчивости восстановления мировой экономики, скорости и масштаба глобального энергоперехода, а также действий России по внедрению «зеленой» энергетики.
В октябре датский банк Saxo Bank заявил, что Россия находится в опасной близости к стагфляции — ситуации, когда экономический спад сочетается с инфляцией.
По мнению аналитиков кредитной организации, улучшить тенденции может увеличение бюджетных расходов, направленных на поддержку беднейшей части населения, и инвестиции в инфраструктуру.