Минфин выпустил еще одно информационное сообщение из серии «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии» (от 18 января 2021 года № ИС-аудит-38).
Куда разовьют аудит
В этот раз ведомство рассказало о недавно утвержденной концепции развития аудиторской деятельности в РФ до 2024 года. Основными задачами на данной стадии развития определены:
- повышение качества аудиторских услуг;
- повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
- укрепление престижа аудиторской профессии.
Концепция будет реализована посредством внесения изменений в законодательство, разработки и издания соответствующих рекомендаций, проведения различных мероприятий.
Концепция заменяет собой основные направления развития аудиторской деятельности в РФ на период до 2024 года, утвержденные приказом Минфина в конце 2019 года.
Власти надеются повысить роль института аудита и востребованность его результатов, доверие к результатам оказания аудиторских услуг – и далее Минфин приводит много правильных слов, не так много, как в самой концепции, но все же.
Надо отметить, что сама концепция, как и прежде упомянутые основные направления, намекает на то, что власти не забыли идею частично передать ЦБ надзор за отраслью (Минфин об этом скромно умалчивает), реализованную в виде законопроекта № 273179-7, который все еще висит в думской базе в том состоянии, в каком был летом 2018 года (в архив проект не отправлен).
Один из пунктов, описывающих меры по развитию отрасли, в концепции гласит: "наделение Банка России рядом полномочий по регулированию деятельности аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации на финансовом рынке".
Хоть и это не ново, но кроме этого в концепции больше ничего интересного не обнаружено.
Уточнен порядок признания МСА
Порядок признания международных стандартов аудита (МСА) подлежащими применению на территории РФ был установлен постановлением правительства № 576 в 2015 году. Постановлением от 31 декабря 2020 года № 2414 в него внесены изменения.
МСА, вводимые в России, теперь могут дополняться особенностями применения в РФ. Такие дополнения возможны как при первоначальном признании МСА, так и в отношении МСА, уже введенных в действие в РФ.
В последнем случае необходимость дополнений определяется по результатам обобщения практики применения законодательства, в том числе МСА.
Официальным опубликованием МСА теперь считается первая его публикация на www.pravo.gov.ru (ранее требовалось опубликование в официальном печатном издании, определенном Минфином, или на его сайте). Постановление вступило в силу 17 января 2021 года.
Рекомендации в условиях COVID-19
Также Минфин напомнил о том, что под конец прошлого года появились рекомендации по аудиту годовой отчетности за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции. В частности, рекомендовано:
- активно взаимодействовать с руководством аудируемого лица и лицами, отвечающими за корпоративное управление в нем, с целью получения понимания характера и степени влияния условий COVID-19 на систему внутреннего контроля аудируемого лица, процесс подготовки и сроки представления им бухгалтерской отчетности;
- рассматривать, каким образом условия COVID-19 влияют на оценку риска недобросовестных действий, как это влияет на выявление аудитором рисков существенного искажения отчетности на уровне этой отчетности и на уровне предпосылок;
- рассматривать, внесло ли руководство аудируемого лица изменения в процесс подготовки отчетности и бизнес-процессы, а также в связанные с ними автоматизированные и общие средства контроля ИТ-систем, имея в виду отсутствие или недостаточность физического доступа к системам и удаленный (дистанционный) режим работы работников;
- оценивать надежность аудиторских доказательств.
Особое внимание Минфин советует обратить на кибер-риски, возросшие благодаря дистанционной работе.
Кибер-преступники могут выдавать себя за ИТ-персонал аудируемого лица, перенаправлять получателей фишинговых сообщений на поддельные вэб-страницы, с которых якобы реализован удаленный доступ к внутренним сетям аудируемых лиц или доступ к учетным записям.
Кто проаудирует СРО
Согласно закону "О саморегулируемых организациях" годовая бухгалтерская отчетность СРО подлежит аудиту. При этом законом "Об аудиторской деятельности" ранее уточнялось, что такой аудит мог проводить лишь член другой СРО.
Однако федеральным законом 498-ФЗ указанное специальное требование (о проведении аудита членом другой СРО) отменено с 10 января 2021 года.
Вопросы обеспечения независимости аудиторской организации, проводящей аудит отчетности СРО аудиторов, решаются в соответствии с правилами независимости и кодексом этики.
Проверки со стороны ФК в 2021 году
В 2020 году из-за пандемии аудиторские организации были освобождены от проверок, проводимых Федеральным казначейством. В 2021 году оно будет проводить внешний контроль качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 закона "Об аудиторской деятельности", в обычном порядке.
Основание для этого, как считает Минфин, является постановление правительства от 30 ноября 2020 года № 1969 об особенностях формирования ежегодных планов проведения проверок. Напомним, от плановых проверок этот документ освобождает, как минимум, малый бизнес, однако ВВКР аудиторов это освобождение не касается.