Никакой упрощенной регистрации
Минкомсвязи России разработало проект постановления Правительства России, предусматривающий усложнение процедуры регистрации на портале Госуслуг. В случае его принятия россиянам будет запрещено регистрироваться на этом портале со своего компьютера или мобильного устройства. Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 29 июля 2020 г. Номер проекта – 01/01/07-20/00106528.
Регистрация с ПК или гаджета – это так называемый «упрощенный» вид регистрации на «Госуслугах», и именно его отменяет документ Минкомсвязи, получивший название «О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В случае его вступления в силу всем желающим зарегистрироваться на портале придется делать это в специальных центрах.
Документ ведомства, как сказано в пояснительной записке к нему, был создан с целью «актуализации порядка регистрации новых пользователей на Едином портале государственных и муниципальных услуг». На момент публикации материала проект постановления находился на этапе общественного обсуждения, который продлится до 12 августа 2020 г. включительно.
Чем различаются виды регистрации
Пользователи, зарегистрировавшиеся на портале госуслуг по упрощенной схеме, получают доступ к базовому числу услуг. В него входят оплата штрафов ГИБДД и справочные услуги: получение бухгалтерской отчетности юрлица, получение копий некоторых документов.
Для расширения перечня услуг в профиле необходимо указать номер СНИЛС, а также данные документа, удостоверяющего личность. Эти данные будут отправлены на проверку в Пенсионный фонд России (ПФР) и Федеральной миграционной службе, и в случае успеха список госуслуг, предоставлямых через портал, заметно увеличится, но по-прежнему будет оставаться неполным: к перечисленным выше добавляется возможность записи к врачу, получение выписки о состоянии пенсионного счета, а также проверка налоговой задолженности.
Пользоваться всеми услугами можно будет лишь после внесения своих персональных данных в регистр физических лиц ЕСИА в центрах обслуживания. Это открывает доступ, например, к оформлению загранпаспорта, регистрации автомобиля, замене водительского удостоверения, регистрации по месту жительства.
Как это будет работать
Упрощенная регистрация действует на портале госуслуг с октября 2013 г. и позволяет создать профиль, указав при регистрации лишь фамилию, имя, номер телефона и адрес электронной почты. Подтвердить регистрацию можно путем указания кода, который, в зависимости от выбранного варианта, поступит на номер телефона в виде SMS-сообщения или будет отправлен письмом на электронную почту. Пройти процедуру упрощенной регистрации можно из любой точки мира, и данный способ на момент публикации материала был доступен.
Существует и второй, менее удобный вариант регистрации – для этого потребуется посетить специальный пункт обслуживания с паспортом и пройти регистрацию через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Количество этих центров варьируется от одного населенного пункта к другому. Пройти регистрацию в ЕСИА можно и в интернет-банках «Сбербанк Онлайн», «Тинькофф», Почта Банк, ВТБ или Банк Санкт-Петербург.
В своем проекте постановления Минкомсвязи предложило оставить лишь второй вариант регистрации.
Как появилась упрощенная регистрация
Запущенная семь лет назад регистрация на «Госуслугах» с указанием лишь номера телефона и ФИО стала инициативой бывшего премьер-министра России Дмитрия Медведева. Он высказывал недовольство работой системы ЕСИА, в частности, указывал на сложность ее использования.
28 октября 2013 г. Медведев подписал постановление №968 «О совершенствовании процедуры регистрации в федеральных государственных информационных системах».
Согласно информации портала «Экспертный центр электронного государства», к октябрю 2014 г. треть пользователей «Госуслуг» имели упрощенную регистрацию.
Для чего нужна ЕСИА
ЕСИА – это разработка Минкомсвязи, предназначенная для формирования единых методов регистрации, идентификации и аутентификации пользователей во всех государственных информационных системах. Она обеспечивает, в частности, предоставление доступа к государственным и муниципальным услугам и межведомственное электронное взаимодействие.
Запуск системы состоялся в 2010 г., и на момент публикации материала в ее состав входила и Единая биометрическая система. Как сообщал CNews, она должна была заработать в начале 2018 г., однако закон, регулирующий ее использование, вступил в силу лишь 30 июня 2018 г. Система функционирует с 2 июля 2018 г. и предусматривает идентификацию россиян по голосу и лицу.
© CNews