К середине апреля на фоне эпидемии коронавируса и карантинных мер в крупных городах объем розничной торговли упал более чем на 35%, констатировал президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам во вторник. «Это говорит о том, насколько резко, одномоментно сжался рынок. И для многих компаний это действительно серьезное потрясение», – сказал он.
Проблема сокращения спроса стала «самой чувствительной и у нас, и в других странах», продолжил президент: «Нарушены многие кооперационные, торговые, хозяйственные связи. Особенно сложно ситуация складывается для малого и среднего бизнеса, для организаций сферы услуг».
О масштабах экономического спада свидетельствует то, насколько сократилось потребление электроэнергии. За первые 12 дней апреля это минус 5%. «То есть предприятия стали меньше загружать свои мощности», – отметил Путин.
Кредитование реального сектора практически остановилось, программы развития и обновления предприятий поставлены на паузу. Экономика получила двойной удар – карантин остановил внутреннюю активность, а обвал сырьевых рынков осушил почти до дна приток нефтегазовых доходов.
Правительством приняты меры по поддержке экономики, бизнеса и потребителей, заявил Путин ранее на заседании Высшего Евразийского экономического совета в режиме видеоконференции.
По словам президента, объем выделенных на это составил 1,2% ВВП, то есть 1,3 трлн рублей в денежном выражении. Эта сумма, впрочем, способна покрыть менее четверти убытков российской экономики, которая по итогам года сожмется на 5,5%, согласно прогнозу МВФ.
«Мы, разумеется, думаем над следующими шагами поддержки экономики», – сказал Путин, не уточнив детали.
Времени на раздумья у высшего руководства России остается все меньше. 57% торговых точек в стране закрыты, из них 70% уже не смогут открыться никогда, предупреждает генеральный директор сервиса онлайн-касс «Эвотор» Андрей Романенко.
Оборот салонов красоты снизился на 90%, закрылись 89% заведений. Продажи магазинов одежды снизились на 94%, обуви – на 92%. Книжные магазины «просели» на 88%, а хозтовары – на 58%. Столовые и пекарни потеряли от 62% до 69% оборота, приводит статистику Романенко. Не способные расплатиться по кредитам предприниматели копят плохие долги, и через три месяца спасть придется уже не бизнес, а банковскую систему, предупредил в среду глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Бизнес и потребители недоумевают, почему правительство, накопившее 150 млрд долларов в Фонде национального благосостояния, отказывается распечатать кубышку, что оказать помощь, сопоставимую с западными странами. «Минфин России буквально сидит на горе денег, в то время как бизнес банкротится, а население нищает», – говорится в петиции правительству, которую подписали более 250 тысяч человек.
Но Кремль, годами транслировавший установку на стабильность и способность пересидеть кризис, оказался в тупике. Резервы ФНБ заперты в иностранной валюте, конвертировать которую в рубли быстро и в нужном объеме сложно.
Одномоментная продажа десятков миллиардов долларов на бирже взвинтит курс рубля и может обернуться коллапсом валютного рынка, весь оборот которого исчисляется суммой в 5-8 млрд долларов в день.
Другой способ – это продажа валюты ЦБ, который для ее конвертации "напечатает" нужную сумму в рублях по курсу. Но вброс эмиссионной массы в экономику в условиях, когда приток иностранной валюты от экспорта сырья резко снизился, рискует закончиться взрывной девальвацией и крахом денежной системы.