Накопив за время работы в фирме более 40 отгулов за работу в выходные дни, М. решил уволиться. Вопреки его ожиданиям, при расчёте работодатель не выплатил ему компенсации за эти отгулы — и М. обратился в суд.
Суды двух инстанций истцу отказали. Самарский облсуд в апелляционном определении от 11.06.2019 № 33-7034/2019 указал, что М. привлекался к работе в выходные дни на основании приказов и подписывал заявление о своём согласии, где содержалась и просьба о предоставлении дополнительного дня отдыха.
Ссылки истца на часть 1 статьи 127 ТК (право на отпуск при увольнении) суды отклонили: закон предусматривает компенсацию за неиспользованные отпуска, но не отгулы. Облсуд сослался на статьи 18 и 19 ТК (трудовые отношения), согласно которым понятия "дни отдыха" и "отпуск" не тождественны. Поскольку истец не доказал, что работодатель отказал ему в предоставлении отгулов, суд не нашёл оснований для выплаты истцу компенсации.
При согласии работника на дополнительные дни отдыха именно они и являются компенсацией за работу в выходные (статья 153 ТК об оплате труда в выходные и нерабочие дни).
Таким образом, закон не обязывает работодателя компенсировать неиспользованные отгулы в денежной форме — он мог сделать это лишь по доброй воле. Но не сделал.
В отличие от отгулов, компенсация при увольнении за отпуск — это "святое": КС считает, что неиспользованные отпуска не "прогорают" со временем, то есть, не подпадают под действие статьи 392 ТК (сроки обращения в суд по трудовым спорам).