Правительство внесло в Госдуму законопроект с массой поправок в обе части НК. В общем и целом о проекте уже подробно рассказывалось – когда его выносили на общественное обсуждение и когда поправки получили одобрение от комиссии кабмина.
Однако теперь проект некоторым образом изменился, и с появлением его текста на думском портале можно проанализировать новую версию (законопроект № 720839-7).
Начнем с первой части НК – точнее, с новшеств налогового администрирования, готовящихся для организаций, ИП и самозанятых.
Спецрежимы
О самозанятых (в том числе имеющих статус ИП) налоговики будут сообщать в ПФ после регистрации в ЕГРН плательщика налога на профдоход. Это позволит пенсфонду, в частности, "не терять" работающих пенсионеров (точнее, занимающихся "иной деятельностью), которым не положена индексация пенсии. Кстати, напомним, что ИП, применяющие спецрежим для самозанятых и не имеющие наемных работников, не должны платить страховые взносы.
Правила о длительности налогового периода для вновь созданных или ликвидированных фирм или ИП будут не актуальны не только при ПСН и в некоторых случаях при ЕНВД (как сейчас), но и для УСН, ЕСНХ, ЕНВД и ПСН в полном объеме. Каких-то кардинальных изменений, поясняющих, чем названные правила для спецрежимников будут заменены, в законопроекте не найдено.
Налоговые агенты
Если налоговому агенту доначислен неудержанный налог (например, НДФЛ) по итогам проверки, то на этот случай оговаривается, что налог считается уплаченным с момента предъявления в банк платежки, если средств на счете достаточно.
Такое дополнение вносится в статью 45. Аналогичное условие действует для налогоплательщиков и в ряде случаев защищает их платежи от краха банка, а на случай перечисления налога агентом такой защиты пока что нет.
Переплаты и недоимки
Возможность зачета налоговой переплаты не будет ограничена "соответствующими видами налогов" (из статьи 78 НК будет упразднено правило "зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам").
Симметрично меняется и право на возврат переплаты: сейчас налоговики прежде всего смотрят на наличие недоимок по налогам "соответствующего вида", а будут принимать во внимание недоимки по всем налогам. Сначала спишут переплату в счет недоимки любого налога, а только потом примут решение о возврате. Теоретически шансы на возврат снизятся.
Налоговые органы будут вправе информировать "подопечных" о наличии у них недоимки, долгов по пеням, штрафам, процентам по СМС или электронке (а также иными законными способами) не чаще одного раза в квартал. Такое дополнение вносится в статью 31 НК.
Впрочем, эти новшества в равной мере коснутся и граждан.
В связи с отменой деклараций по транспортному и земельному налогам организациям налоговики будут направлять сообщения об исчислении этих налогов. Зачет переплаты по этим налогам будет возможен только после отсылки такого сообщения.
Для работающих с учетом международных договоров
В НК появится глава, посвященная взаимосогласительным процедурам в соответствии с международными договорами РФ. Это – процедуры разрешения споров по вопросам применения такого договора, проводимые Минфином РФ и компентентным органом другой страны. Инициировать процедуру сможет любой налогоплательщик, решивший, что налоговики нарушили в отношении него международный договор, в том числе – если решение налоговой только "будет противоречить" такому договору. Минфин, правда, получив заявление, может и отказать.
Особенности проведения выездных проверок в связи с проведением такой процедуры из законопроекта убрали (это было в проекте на стадии его общественного обсуждения).
Предусматривается возможность корректировок по итогам решения по процедуре.
Другие новшества
Вводится понятие налоговых органов, уполномоченных на проведение выездных проверок на территории субъекта РФ.
И, конечно, не обошлось без поправок в раздел о взаимозависимых лица и контролируемых сделках. Вносятся дополнения в правила определения сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок, интервалов рыночных цен, а также в порядок проведения проверок "взаимозависимых" сделок (последнее – преимущественно в связи с взаимосогласительными процедурами).