Предыдущая попытка была весной - в первоначальном проекте закона об ответных мерах РФ на апрельские санкции США, были прописаны ограничения на деятельность иностранных компаний, предоставляющих в том числе консалтинговые и аудиторские услуги.
Однако документ вызвал бурную реакцию общественности и в окончательной версии принятого закона конкретные меры и отрасли не упоминаются.
“Доступ иностранцев к документам ведущих наших компаний и госорганов отнюдь небезобиден... Для крупных российских транснациональных компаний обращение к услугам четверки аудиторских компаний может быть понятно, но для нас совсем не понятно почему практически все государственные органы, все министерства прибегают тоже к услугам этих компаний”, - сказал в среду первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.
После обсуждения с экспертным сообществом депутаты собираются принять меры, “чтобы ситуация была исправлена” и иностранные аудиторы перестали доминировать на рынке РФ.
Первый зампред ЦБР Сергей Швецов сказал, что Центробанк не пользуется услугами иностранных аудиторских компаний и таких очень немного в стране:
“Мы проанализировали структуру собственности так называемых иностранных аудиторских компаний, которые присутствуют на российском рынке в форме российских юрлиц, и обнаружили, что из десяти крупнейших шесть принадлежат российским физлицами или юридическим лицам... Нося бренд иностранной аудиторской компании, юридически они являются полностью российскими”.
Опыт с рейтингами
Если Россия все же введет какие-то ограничения деятельности иностранных аудиторов, то основные риски будут сосредоточены в области непрерывности предоставления профессиональных финансовых услуг, считает Центробанк и напоминает историю создания рейтинговой индустрии.
Когда в 2014 году западные страны ввели санкции против РФ, иностранные агентства перестали рейтинговать санкционные компании, поэтому Центробанк активно стал создавать национальную рейтинговую индустрию.
На сегодняшний день ЦБР одобрил методики и аккредитовал два агентства - АКРА и РА Эксперт.
Спонсируемый
“Сейчас с точки зрения регулирования мы не опираемся на иностранные рейтинговые агентства и непрерывность этой услуги обеспечена. Означает ли это, что мы обеспечили импортозамещение? Нет, не означает”, - сказал Швецов.
Речь о профессиональных услугах, получателями которых являются инвесторы, они должны безоговорочно доверять получаемой информации.
“Инвестору важно не то, является эта услуга предоставленной с территории РФ или за ее пределами, а насколько инвестор готов полагаться на реноме той компании, которая предоставила услуги”, - сказал Швецов.
Пусть дешевле нанять молодую российскую компанию, но инвесторам, акционерам и проверяющим органам важно полагаться на мнение глобальной компании с хорошей репутацией.
Сегодня на рынке есть разделение: те эмитенты, которые ориентируются преимущественно на внутреннего инвестора приобретают российский рейтинг, а компании, у которых есть иностранные инвесторы, получают рейтинг у большой тройки иностранных агентств, сказал Швецов.
Эта параллельная реальность надолго - пока российским компаниям будут нужны длинные иностранные деньги.
Из акций в свободном обращении на российском рынке, без учета якорных инвесторов, больше чем половина приходится на иностранцев, и они пользуются услугами глобальных компаний. “И в этой части импортозамещение произойдет возможно через 10-15-20 лет когда наши рейтинговые агентства докажут свою состоятельность”, - сказал Швецов.
Риски для аудиторов
Что касается аудиторов, то здесь импортозамещение уже произошло, считает ЦБР, который вместе с Минфином работает над развитием отрасли и повышением качества услуг.
“По сути, наполнение этих компаний с точки зрения капитала и персонала обеспечено за счёт российских источников”, - сказал Швецов и добавил, что так называемые иностранные аудиторы - это резиденты РФ, которые работают под иностранным брендом по франшизе.
“Мы не знаем, какие санкции будут впереди, будут ли они вообще, поэтому 100 процентов сказать, что эти компании смогут непереименовавшись продолжить свою работу в РФ достаточно сложно”, - сказал Швецов.
Аудиторский рынок в отличие от рейтинговых услуг не состоит из трёх-пяти компаний, в России работают более 2.000 провайдеров этой услуги. Но для поддержания репутации компаниям важно иметь в своих аудиторах компании если не из ТОП-4, то из ТОП-6.
“Доверие нельзя просто так взять и производить, доверие накапливается годами и, конечно, если бренды большой четверки уйдут с российского рынка в силу внешних обстоятельств, им будет запрещено работать на российской территории, будут определенные проблемы со способностью иностранных инвесторов продолжать инвестировать в ценные бумаги эмитентов, аудит которых проводят компании, которые с их точки зрения, неизвестны или обладают недостаточным профессионализмом”, - сказал Швецов.
Консалтинг и перестрахование
Кроме аудиторов, у депутатов есть вопросы к иностранным консалтинговым компаниям и перестраховщикам, под контролем которых проходят крупные сделки компаний РФ.
Швецов признал, что российский консалтинг действительно слаборазвит и его продвижению мешает самоустраненность высшей школы, которая в силу ряда причин не уделяет внимания консалтингу крупнейших компаний, как это происходит на Западе, где многие профессора и аспиранты изучают менеджерские подходы и консультируют компании.
Поэтому в России популярны консультанты с известным международным брендом, для важных менеджерских решений редко привлекаются консультанты no name. Про иностранных страховых брокеров, которые оказывают услуги перестрахования, Швецов сказал, что из-за западных санкций сегодня не все российские компании имеют к ним доступ.
Если внешние компании перестанут предоставлять услуги российским страховщикам, рынок перестрахования не остановится, поскольку ЦБР создал Российскую национальную перестраховочную компанию, которая берет на себя все риски, сказал Швецов.
Исходящее перестрахование за рубежом ЦБР нормативно ограничил, по факту страховщики из РФ менее 10 процентов рисков перестраховывают в иностранных компаниях. “В области перестрахования никаких дополнительных регуляторных историй принимать не надо... перестраховочные мощности с участием наших коллег из стран БРИКС и ЕАС будут развиваться”, - сказал Швецов.
Эксперты, которых депутаты пригласили на обсуждение проблемы, предложили ввести прямой запрет на сотрудничество органов государственной власти с иностранными аудиторскими и консалтинговые компаниями.
По их мнению, контролируемые государством компании могут привлекать иностранных аудиторов только в случае выхода на западные финансовые рынки.
© REUTERS