Особый порядок налогообложения таких операций НК не установлен. Вместе с тем, согласно статье 41 НК доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В настоящее время законодательством РФ не определен правовой статус криптовалют. Пока ситуация не изменится, с учетом положений пункта 7 статьи 3 НК о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, Минфин считает возможным при определении налоговой базы по таким операциям исходить из абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК.
В этой норме указано, что вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Таким образом, Минфин, по-видимому, склонен в налоговых целях приравнивать биткойны к имуществу.
Такой подход выгоден для физлиц, потому что позволяет учесть расходы, к тому же (на будущее), в случае владения имуществом более трех лет НДФЛ от его продажи не платится совсем.
В итоге налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется, по мнению ведомства, в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.
Физлица в этом случае самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В прошлом письме на эту же тему Минфин не указывал на возможность учесть расходы при исчислении налога в случае продажи криптовалют. При этом для целей НДФЛ с продажи иностранной валюты Минфин уже давно предлагал считать ее имуществом.