Кто придумал и зачем нужен «налог на Google»?

29.05.2017

В начале года в России был введен «налог на Google». Согласно данным изменениям, иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме и не имеющие обособленных подразделений, должны встать на налоговый учет и платить НДС. Вутренний аудитор Acsour, рассказал, как новый закон отразился на деятельности компаний.


Нововведение было предусмотрено Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 244-ФЗ. Прежде всего, определим, какие именно услуги относятся к электронным. Налоговый кодекс трактует их таким образом: услугой в электронной форме считается оказание услуги через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе Интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий. Налоговой базой является стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Ставка составляет 15,25 процента, то есть 18/118 налоговой базы.


Категории услуг

«Налог на Google» был введен для 14 типов электронных услуг, которые могут быть объединены в несколько крупных категорий. Во-первых, это предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных электронных книг, аудиовизуальных произведений, изображений, музыки. Ко второй группе можно отнести рекламные услуги и предоставление доступа к торговым площадкам и поисковым системам. И в-третьих, это предоставление доменных имен, услуг хостинга и администрирования информационных систем.

Полный список услуг, попадающих под налогообложение, перечислен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса. Однако, с точки зрения законодательства, не все услуги относятся к услугам в электронной форме. В эту группу не попадают реализация товаров, работ или услуг при их заказе через Интернет. Также под налогообложение не попадают реализация программного обеспечения или баз данных на материальных носителях, оказание консультационных услуг по электронной почте и оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет.


Нужно ли начислять НДС в случае предоставления права на использование программы по лицензионному договору? Согласно статье 149 НК эта услуга освобождается от уплаты налога, однако она подпадает под определение услуг в электронной форме по статье 174.2 НК РФ.

Чтобы выяснить, с чем связано введение «налога на Google» в России, рассмотрим несколько наиболее распространенных гипотез. Прежде всего, причиной изменений могло стать желание государства перенять зарубежный опыт: на данный момент в Европе активно используется практика уплаты НДС по месту нахождения покупателя услуги.

Еще одна из возможных предпосылок нововведения – желание властей создать равные условия для российских и иностранных компаний, которые продают услуги через Интернет российским покупателям.До 2017 года для иностранных компаний по факту действовали льготы – в отличие от отечественных организаций, иностранцы не платили НДС с реализации своих услуг в России. Кроме того, налог должен стать мерой по уменьшению дефицита федерального бюджета, так как ожидаемые поступления от введения налога весьма внушительные. По разным оценкам они составляют от 10 до 50 млрд рублей в год.


Иностранный продавец

Насколько своевременна эта мера – сказать сложно. Дело в том, что сейчас российский рынок испытывает ощутимый дефицит иностранного капитала. И новые налоговые преграды лишь оттолкнут зарубежных предпринимателей от российского бизнеса. В то же время упускать такую возможность для пополнения бюджета при нынешней экономической ситуации просто недопустимо. С этой точки зрения такой западный опыт позволит наладить постоянный поток налогов от «цифрового бизнеса».


Стоит подчеркнуть, что «налог на Google» в первую очередь касается иностранных компаний, оказывающих электронные услуги физлицам на территории Российской Федерации.

В частности, на налоговый учет в России в текущем году уже встали более 50 крупных иностранных компаний, таких как Google, Booking, AirBnb, Apple, Microsoft, Amazon, eBay и другие. Однако ошибочно предполагать, что российские предприятия данное нововведение обойдет стороной. При приобретении услуг в электронной форме российскими организациями и индивидуальными предпринимателями у иностранных компаний исчисление и уплата НДС производятся организациями-покупателями в качестве налоговых агентов.

Порядок исчисления налоговой базы в данном случае описан в статье 161 НК РФ. Таким образом, если компания покупает программное обеспечение у иностранного разработчика, то на нее как на налогового агента возлагается обязанность по исчислению и уплате НДС. Особое внимание на данные нововведения следует обратить компаниям, зарабатывающим в Интернете: онлайн-магазины, удаленные тренинги, продажи различных услуг. Ведь именно они сейчас являются двигателями российской экономики, а значит, и основными налогоплательщиками. И если в этот раз «налог на Google» не коснулся предприятия, то в следующий раз оно может стать непосредственным объектом для введения новой налоговой схемы.

Как и большинство изменений в законодательстве, «налог на Google» в первое время вызывает множество вопросов практического применения, требующих разъяснений официальными органами.

Например, на данный момент не очевидно, нужно ли начислять НДС в случае предоставления права на использование программы по лицензионному договору. Согласно статье 149 НК эта услуга освобождается от НДС, однако она подпадает под определение услуг в электронной форме по статье 174.2 НК РФ, согласно которой НДС начислять нужно. Также остается неясным, что делать в ситуации возникновения двойного налогообложения, например, для российских разработчиков, продающих свои приложения через такие площадки, как AppleStore. Один и тот же продукт может облагаться НДС и при реализации его на цифровой площадке, и при продаже через нее непосредственному потребителю. Это снижает конкурентоспособность российских компаний, в то время как одной из целей нововведения было обратное – улучшить деловой климат.


Многие организации уже повысили стоимость своих сервисов, включив в нее сумму сбора. Таким образом, «налог на Google» по факту отразится не на финансовом положении поисковика и других иностранных компаний, а на российских пользователях.

При этом достаточно высока вероятность, что многие компании, попадающие под данный налог, заплатят большие штрафы, особенно в первых налоговых периодах, когда он вступил в силу. Дело в том, что новые правила всегда с трудом входят в стандартное русло учета, в связи с чем и возникают поначалу такие ситуации. В некоторых случаях компании могут попытаться оспорить штрафные санкции по «налогу на Google», но доказать свою правоту удастся лишь единицам. В конце концов, задача такого взыскания – пополнить госбюджет, а значит, все, что было взыскано и перечислено в казну, там и останется.

Подводя итоги, стоит сказать, что новый налог, как показывает практика, будет возложен, скорее всего, не на крупные иностранные компании, а на конечных потребителей электронных услуг. Многие организации уже повысили стоимость своих сервисов, включив в нее сумму сбора. Таким образом, «налог на Google» по факту отразится не на финансовом положении поисковика и других иностранных компаний, а на российских пользователях.

Стоит отметить, что трудности в период внедрения новой налоговой схемы вполне ожидаемы. В первый налоговый период у многих компаний могут возникнуть вопросы о порядке начисления нового налога. Кроме того, ожидаемы ошибки и со стороны инспекторов. Но это нормальная практика, и после прохождения нескольких налоговых периодов система «устаканится», найдутся все ответы на возникшие вопросы, а все расчетные противоречия будут устранены.


© Бухгалтерия.ру

 


Посмотреть «Весь список»