ЦБ показал, как видит аудит под своим надзором: разработаны поправки регулятора.

25.05.2017

Стали известны планы ЦБ в отношении аудиторской отрасли, оформленные в виде предлагаемых поправок в закон об аудиторской деятельности, а также в виде буклета.


Как следует из данных документов, ЦБ предлагает:

- заменить обязанностью существующее право аудиторских организаций, ИА страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) за причинение вреда имуществу других лиц в результате аудиторской деятельности;
- в новой редакции изложить прописанные в законе принципы независимости;
- СРО включать в реестр, если она объединяет организации, совокупная доля на рынке аудиторских услуг которых, определенная в порядке, установленном ЦБ, составляет не менее 26%;
- к членам СРО установить требование о наличии не менее трех аудиторов по основному месту работы;
- в штате аудиторской организации, занимающейся аудитом ОЗХС, по мнению ЦБ, должно быть не менее 12 аудиторов по основному месту работы, 3 из которых соответствуют требованиям к руководителю обязательного аудита (ЦБ предложил список этих требований);
- установить ряд других требований к фирмам, занимающимся аудитом ОЗХС;
- из числа ОЗХС исключить организации, раскрывающие годовую консолидированную отчетность, и организации с определенными показателями по выручке или стоимости активов, а вместо этого к числу ОЗХС отнести АО с госучастием и ФГУПы по перечню, определяемому правительством.


Кроме того, ЦБ желает получить следующие полномочия:

- устанавливать виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг (которые, кстати, совсем недавно были утверждены Минфином);
- определять дополнительные требования к аудиторскому заключению;
- признавать конкретные аудиторские заключения не соответствующими требованиям законодательства;
- выдавать разрешения на разглашение аудиторской тайны (при этом, правда, предполагается наличие согласия и аудируемого лица);
- устанавливать принципы проведения ВВКР аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов со стороны СРО и требования к организации указанного контроля, а также требования к проведению плановых и внеплановых проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок;
- получать информацию о случаях отказа от обязательного аудита непосредственно от аудиторских организаций;
- получать сведения о выявленных в ходе аудита обстоятельствах, которые могут привести к прекращению деятельности аудируемого лица, а также запрашивать у организации, которая проводит аудит ОЗХС, ряд сведений;
- по своей инициативе выдавать аудиторской организации информацию об аудируемом лице;
- принимать нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность;
- вести надзор за деятельностью аудиторских организаций, занимающихся аудитом ОЗХС, проверять СРО;
- принимать решения о включении аудиторской организации в реестр организаций, допускаемых к аудиту ОЗХС;
- ряд других полномочий, ныне закрепленных за соответствующим федеральным органом.


По поводу предложений ЦБ высказались СРО – как ААС в отдельности, так и совместно с РСА. СРО призывают профессиональное сообщество заявить активную позицию на этапе обсуждения предложений ЦБ, декларируют проведение со своей стороны работы в регионах по защите интересов аудиторов, и даже заявляют о возможном объединении в единую СРО.

Источник: Audit-it

Посмотреть «Весь список»