«Программа обучения в форме целевого инструктажа/повышения квалификации для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом» Онлайн-семинар

01.01.2025

 Глава I. Организационно-методический раздел

 1.1. Введение
 Программа обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - Организация), разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Настоящая программа направлена на повышение профессиональной подготовки работников Организаций, участвующих в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в Российской Федерации, и содействие совершенствованию их систем внутреннего контроля.
 1.2. Цель и задачи целевого инструктажа
 Целью обучения в форме целевого инструктажа является получение работниками Организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля Организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях.
 Основные задачи обучения в форме целевого инструктажа:
 - подготовка специальных должностных лиц Организаций, ответственных за организацию внутреннего контроля и программ его осуществления;
 - повышение профессионального уровня знаний и компетенции работников Организаций в сфере ПОД/ФТ;
 - обобщение и распространение положительного опыта организации системы внутреннего контроля.
 
 1.3. Требования к уровню освоения программ обучения в форме целевого инструктажа
 По окончании обучения в форме целевого инструктажа слушатель должен:
 - знать: требования законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, требования к организации и осуществлению внутреннего контроля, порядок представления сведений в Федеральную службу по финансовому мониторингу, меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
 - уметь: на практике реализовывать требования законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, предъявляемые к Организациям;
 - иметь представление: об актуальных тенденциях развития системы ПОД/ФТ в Российской Федерации, международных стандартах ПОД/ФТ, типовых схемах и способах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и способах их выявления.
 
1.4. Категория слушателей
 К слушателям по программе обучения в форме целевого инструктажа относятся работники Организаций, указанные в пункте 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203.
 
1.5. Формы и виды учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа
 Обучение в форме целевого инструктажа проводится в виде лекций по вопросам, предусмотренным тематическим планом настоящей программы, дистанционно, в режиме прямой видеотрансляции.
Для более глубокого изучения отдельных вопросов тематического плана настоящей программы дополнительно могут быть проведены практические занятия (семинары, тренинги, круглые столы и иные аналогичные мероприятия).
 
1.6. Продолжительность учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа
 Минимальный объем учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа составляет 8 академических часов.
1.7. Аттестация
 Аттестация слушателей по итогам прохождения обучения в форме целевого инструктажа проводится в целях подтверждения усвоения слушателями основного материала, изложенного в процессе обучения.
Аттестация проводится в форме тестирования по всем вопросам, предусмотренным тематическим планом настоящей программы.

 

По результатам аттестации слушателям выдается документ, подтверждающий прохождение обучения в форме целевого инструктажа.

 II. Тематический план

 Тематический план обучения в форме целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ

 

№ темы

Наименование тем

Часы

(ак. ч.)

1

Институционально-правовые основы финансового мониторинга

1

1.1

Международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ

0,5

1.2

Национальная система ПОД/ФТ/ФРОМУ

0,5

2

Организация и осуществление внутреннего контроля

5

2.1

Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

0,5

2.2

Требования к разработке правил внутреннего контроля

3,5

2.3

Взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

1

3

Надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

1,5

3.1

Надзорные органы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

0,5

3.2

Формы надзора, виды проверок

0,5

3.3

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

0,5

3

Актуальные вопросы применения законодательства

Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в различных секторах экономики и видах профессиональной деятельности

0,5

Итого

8

 Учебная программа обучения в форме целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ

Тема 1. Институционально-правовые основы финансового мониторинга
 Тема 1.1 Международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ
 Правовые и институциональные основы международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 Этапы формирования и развития единой международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Организации и специализированные органы.
 Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ (Рекомендации ФАТФ). Характеристика и реализация международных стандартов ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 Типичная схема отмывания денег.
 
Тема 1.2 Национальная система ПОД/ФТ/ФРОМУ
 Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 Государственная система ПОД/ФТ/ФРОМУ, её участники.
 Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу.
 Субъекты первичного финансового мониторинга (ст.ст. 5, 7.1, 7.1-1 Федерального закона). Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
 Саморегулируемые организации/профессиональные объединения субъектов первичного финансового мониторинга и их роль.
 Терминология Федерального закона N 115-ФЗ.
 Особенности правоприменения в зависимости от вида осуществляемой деятельности.
 
 Тема 2. Организация и осуществление внутреннего контроля
 2.1 Основные права и обязанности субъекта первичного финансового мониторинга.
 Национальная и секторальная оценки рисков ОД/ФТ: организация, участники, результаты, меры, принимаемые для снижения рисков ОД/ФТ.
 Учет результатов национальной и секторальной оценки рисков ОД/ФТ в ПВК по ПОД/ФТ.
 
2.2 Требования к разработке правил внутреннего контроля.
 Программы, включаемые в правила внутреннего контроля.
 Особенности утверждения ПВК по ПОД/ФТ в зависимости от вида осуществляемой деятельности.
 Порядок и сроки утверждения и внесения изменений в правила внутреннего контроля. Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля и их реализацию.
 Квалификационные требования к специальному должностному лицу. Права и обязанности специального должностного лица.
 Выполнение требований о надлежащей проверке клиентов. Идентификация клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиентов, мероприятия, проводимые в рамках идентификации, включая выявление бенефициарных владельцев, ПДЛ, лиц, в отношении которых должны применяться целевые финансовые санкции, лиц из стран повышенного риска и т.д.
 Применение упрощённых, усиленных или особых мер надлежащей проверки клиентов. Изучение клиентов.
 Особенности идентификации и изучения клиентов в зависимости от вида осуществляемой деятельности.
 Порядок фиксирования сведений, полученных при проведении идентификации.
 Оценка рисков ОД/ФТ как основа эффективной системы внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга. Информирование уполномоченного органа о выявляемых рисках ОД/ФТ. Учет результатов национальной и секторальной оценок рисков ОД/ФТ при организации и осуществлении внутреннего контроля.
 Выявление операций, подлежащих контролю: обязательный контроль и необычные операции, потенциально направленные на ОД/ФТ или использующие денежные средства или иное имущества, полученные от иных категорий предикатных преступлений.
 Фиксирование сведений об операциях, подлежащих контролю.
 Работа с санкционными списками. Применение мер в отношении лиц из санкционных списков (замораживание (блокированию) денежных средств или иного имущества, приостановление операций). Фиксирование информации о примененных мерах.
 Применение в отношении клиента меры по отказу в обслуживании и отказу от совершения операции. Фиксирование информации о примененных мерах.
 Отказ в приеме на обслуживание по основаниям, предусмотренным пунктом 2.2 статьи 7 Федерального закона. Реализация запрета на прием на обслуживание и осуществление операций с учетом требований пункта 15 статьи 7 Федерального закона.
 Порядок подготовки и обучения кадров субъекта первичного финансового мониторинга.
 Требования к составлению Перечня сотрудников, подлежащих обучению.
 Проведение регулярной внутренней проверки системы внутреннего контроля и фиксирование её результатов. Обеспечение надлежащего хранения информации, полученной в рамках реализации правил внутреннего контроля и обеспечение конфиденциальности.
 Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
 2.3 Взаимодействие субъекта первичного финансового мониторинга с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
 Работа с «Личным кабинетом» на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.
 Добровольное сотрудничество и дистанционная риск-оценка.
 Порядок, сроки и способы представления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Типовые ошибки в представлении информации. Исполнение запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу.
 
Тема 3. Надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
 3.1 Надзорные органы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 Национальная система надзора в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
 Сотрудничество и взаимодействие Федеральной службы по финансовому мониторингу с надзорными органами.
 Взаимодействие с Прокуратурой РФ при осуществлении ей надзора за исполнением законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 3.2 Формы надзора, виды проверок.
 Риск-ориентированный подход как основа для принятия мер надзорного реагирования по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объекты проверки. Права и обязанности проверяющего органа. Права и обязанности проверяемого субъекта первичного финансового мониторинга.
 Порядок проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 3.3 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
 Виды ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
 Меры административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и порядок их применения.
 Порядок исполнения постановлений об административном правонарушении.
 Порядок пересмотра решений должностных лиц о назначении административного наказания в порядке обжалования.
 Обзор судебной практики.
 
Тема 4. Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ в различных секторах экономики и видах профессиональной деятельности
 Исполнение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ с учетом особенностей деятельности субъектов первичного финансового мониторинга и их клиентов.
Вопросы/ответы экспертов.
 

 

 





Посмотреть «Весь список»