15.05.24 «Программа обучения в форме целевого инструктажа/повышения квалификации для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом» Онлайн-семинар
15.05.2024
Глава I. Организационно-методический раздел
1.1. Введение
Программа обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - Организация), разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Настоящая программа направлена на повышение профессиональной подготовки работников Организаций, участвующих в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в Российской Федерации, и содействие совершенствованию их систем внутреннего контроля.
1.2. Цель и задачи целевого инструктажа
Целью обучения в форме целевого инструктажа является получение работниками Организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля Организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях.
Основные задачи обучения в форме целевого инструктажа:
- подготовка специальных должностных лиц Организаций, ответственных за организацию внутреннего контроля и программ его осуществления;
- повышение профессионального уровня знаний и компетенции работников Организаций в сфере ПОД/ФТ;
- обобщение и распространение положительного опыта организации системы внутреннего контроля.
1.3. Требования к уровню освоения программ обучения в форме целевого инструктажа
По окончании обучения в форме целевого инструктажа слушатель должен:
- знать: требования законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, требования к организации и осуществлению внутреннего контроля, порядок представления сведений в Федеральную службу по финансовому мониторингу, меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
- уметь: на практике реализовывать требования законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, предъявляемые к Организациям;
- иметь представление: об актуальных тенденциях развития системы ПОД/ФТ в Российской Федерации, международных стандартах ПОД/ФТ, типовых схемах и способах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и способах их выявления.
1.4. Категория слушателей
К слушателям по программе обучения в форме целевого инструктажа относятся работники Организаций, указанные в пункте 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203.
1.5. Формы и виды учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа
Обучение в форме целевого инструктажа проводится в виде лекций по вопросам, предусмотренным тематическим планом настоящей программы, дистанционно, в режиме прямой видеотрансляции.
Для более глубокого изучения отдельных вопросов тематического плана настоящей программы дополнительно могут быть проведены практические занятия (семинары, тренинги, круглые столы и иные аналогичные мероприятия).
1.6. Продолжительность учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа
Минимальный объем учебных занятий в рамках обучения в форме целевого инструктажа составляет 8 академических часов.
1.7. Аттестация
Аттестация слушателей по итогам прохождения обучения в форме целевого инструктажа проводится в целях подтверждения усвоения слушателями основного материала, изложенного в процессе обучения.
Аттестация проводится в форме тестирования по всем вопросам, предусмотренным тематическим планом настоящей программы.
По результатам аттестации слушателям выдается документ, подтверждающий прохождение обучения в форме целевого инструктажа.
II. Тематический план
Тематический план обучения в форме целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
№ темы | Наименование тем | Часы (ак. ч.) |
1 | Институционально-правовые основы финансового мониторинга | 1 |
1.1 | Международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ | 0,5 |
1.2 | Национальная система ПОД/ФТ/ФРОМУ | 0,5 |
2 | Организация и осуществление внутреннего контроля | 5 |
2.1 | Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом | 0,5 |
2.2 | Требования к разработке правил внутреннего контроля | 3,5 |
2.3 | Взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу. | 1 |
3 | Надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ | 1,5 |
3.1 | Надзорные органы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. | 0,5 |
3.2 | Формы надзора, виды проверок | 0,5 |
3.3 | Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ | 0,5 |
3 | Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в различных секторах экономики и видах профессиональной деятельности | 0,5 |
Итого | 8 |
Учебная программа обучения в форме целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ
Тема 1. Институционально-правовые основы финансового мониторинга
Тема 1.1 Международная система ПОД/ФТ/ФРОМУ
Правовые и институциональные основы международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Этапы формирования и развития единой международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Организации и специализированные органы.
Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ (Рекомендации ФАТФ). Характеристика и реализация международных стандартов ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Типичная схема отмывания денег.
Тема 1.2 Национальная система ПОД/ФТ/ФРОМУ
Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Государственная система ПОД/ФТ/ФРОМУ, её участники.
Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Субъекты первичного финансового мониторинга (ст.ст. 5, 7.1, 7.1-1 Федерального закона). Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Саморегулируемые организации/профессиональные объединения субъектов первичного финансового мониторинга и их роль.
Терминология Федерального закона N 115-ФЗ.
Особенности правоприменения в зависимости от вида осуществляемой деятельности.
Тема 2. Организация и осуществление внутреннего контроля
2.1 Основные права и обязанности субъекта первичного финансового мониторинга.
Национальная и секторальная оценки рисков ОД/ФТ: организация, участники, результаты, меры, принимаемые для снижения рисков ОД/ФТ.
Учет результатов национальной и секторальной оценки рисков ОД/ФТ в ПВК по ПОД/ФТ.
2.2 Требования к разработке правил внутреннего контроля.
Программы, включаемые в правила внутреннего контроля.
Особенности утверждения ПВК по ПОД/ФТ в зависимости от вида осуществляемой деятельности.
Порядок и сроки утверждения и внесения изменений в правила внутреннего контроля. Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля и их реализацию.
Квалификационные требования к специальному должностному лицу. Права и обязанности специального должностного лица.
Выполнение требований о надлежащей проверке клиентов. Идентификация клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиентов, мероприятия, проводимые в рамках идентификации, включая выявление бенефициарных владельцев, ПДЛ, лиц, в отношении которых должны применяться целевые финансовые санкции, лиц из стран повышенного риска и т.д.
Применение упрощённых, усиленных или особых мер надлежащей проверки клиентов. Изучение клиентов.
Особенности идентификации и изучения клиентов в зависимости от вида осуществляемой деятельности.
Порядок фиксирования сведений, полученных при проведении идентификации.
Оценка рисков ОД/ФТ как основа эффективной системы внутреннего контроля субъекта первичного финансового мониторинга. Информирование уполномоченного органа о выявляемых рисках ОД/ФТ. Учет результатов национальной и секторальной оценок рисков ОД/ФТ при организации и осуществлении внутреннего контроля.
Выявление операций, подлежащих контролю: обязательный контроль и необычные операции, потенциально направленные на ОД/ФТ или использующие денежные средства или иное имущества, полученные от иных категорий предикатных преступлений.
Фиксирование сведений об операциях, подлежащих контролю.
Работа с санкционными списками. Применение мер в отношении лиц из санкционных списков (замораживание (блокированию) денежных средств или иного имущества, приостановление операций). Фиксирование информации о примененных мерах.
Применение в отношении клиента меры по отказу в обслуживании и отказу от совершения операции. Фиксирование информации о примененных мерах.
Отказ в приеме на обслуживание по основаниям, предусмотренным пунктом 2.2 статьи 7 Федерального закона. Реализация запрета на прием на обслуживание и осуществление операций с учетом требований пункта 15 статьи 7 Федерального закона.
Порядок подготовки и обучения кадров субъекта первичного финансового мониторинга.
Требования к составлению Перечня сотрудников, подлежащих обучению.
Проведение регулярной внутренней проверки системы внутреннего контроля и фиксирование её результатов. Обеспечение надлежащего хранения информации, полученной в рамках реализации правил внутреннего контроля и обеспечение конфиденциальности.
Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
2.3 Взаимодействие субъекта первичного финансового мониторинга с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Работа с «Личным кабинетом» на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Добровольное сотрудничество и дистанционная риск-оценка.
Порядок, сроки и способы представления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Типовые ошибки в представлении информации. Исполнение запросов Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Тема 3. Надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
3.1 Надзорные органы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Национальная система надзора в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Сотрудничество и взаимодействие Федеральной службы по финансовому мониторингу с надзорными органами.
Взаимодействие с Прокуратурой РФ при осуществлении ей надзора за исполнением законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
3.2 Формы надзора, виды проверок.
Риск-ориентированный подход как основа для принятия мер надзорного реагирования по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объекты проверки. Права и обязанности проверяющего органа. Права и обязанности проверяемого субъекта первичного финансового мониторинга.
Порядок проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ.
3.3 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
Виды ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Меры административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и порядок их применения.
Порядок исполнения постановлений об административном правонарушении.
Порядок пересмотра решений должностных лиц о назначении административного наказания в порядке обжалования.
Обзор судебной практики.
Тема 4. Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ в различных секторах экономики и видах профессиональной деятельности
Исполнение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ с учетом особенностей деятельности субъектов первичного финансового мониторинга и их клиентов.
Вопросы/ответы экспертов.
Регламент семинара: 15 мая 2024 года с 9.30 по московскому времени
Тестовое соединение: 14 мая 2024 года с 14.00-15.00 по московскому времени.
Сделать заявку на участие Вы можете:
по телефону +7(351) 202-00-81, 8 (495) 012-80-81
Сертификация:
По результатам прохождения тестирования выдается свидетельство о прохождении целевого инструктажа в соответствии с установленными требованиями Росфинмониторинга с последующей передачей данных в реестр Росфинмониторинга.
Посмотреть «Весь список»