Порядок ведения кассовых операций в 2015 году

С 1 июня 2014 года утратило силу Положение ЦБ РФ от 12.10.11 №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» и вступил в силу новый порядок ведения кассовых операций, установленный Указанием Банка России от 11.03.14 №3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

В целом сохранился общий порядок ведения кассовых операций, но вместе с тем было внесено достаточно много поправок и дополнений в прежнее положение, ряд положений был исключен.

Итак, начнем с того,  что изменилась в целом структура документа, убрали деление его на главы. В новом указании можно выделить следующие логические блоки:

1. Льготы для ИП и малых предприятий;

2. Порядок  расчёта лимита остатка денежных средств;

3. Порядок ведения кассовых операций, оформления и ведения кассовой книги;

4. Особенности оформления кассовых документов при осуществлении кассовых операций:

Вкратце остановимся на основных изменениях по каждому блоку.

1. Упрощенный порядок ведения кассовых операций ИП и субъектами малого предпринимательства.

Одной из самых кардинальных поправок, принятых в новом законе, пожалуй, является введение «льготных» категорий. К ним относятся малые предприятия и ИП.

Напомним, ключевые критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству:

Теперь индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег в кассе могут не устанавливать.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы: ЕНВД, УСН, патентную систему налогообложения, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога; вправе не оформлять кассовые документы, а также не вести кассовую книгу.

Обязанность соблюдения порядка ведения кассовых операций, в части оформления кассовых документов и ведения кассовой книги, для субъектов малого предпринимательства сохранена.

2. Порядок расчета лимита остатка денежных средств.

В приложении к новому положению, как и ранее, приведены две формулы для расчета лимита остатка наличных денег.

По первой формуле, лимит в соответствии с которой определяется исходя из объема поступлений наличных денежных средств, изменений не произошло.

Ко второй формуле, лимит в соответствии с которой определяется исходя из объема выдач наличных денежных средств, было отменено ограничение. Ранее она применялась только при отсутствии поступлений наличных денежных средств за проданные товары, оказанные услуги.

Теперь юридическое лицо может самостоятельно выбрать одну из формул исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных. То есть сейчас компания может проанализировать свою деятельность и выбрать более выгодный для себя вариант расчета.

Также в части лимита стоит отдельно остановиться на обособленных подразделениях. Обращаем внимание, что в соответствии с принятыми поправками, как ранее, не учитывается, открыт ли отдельный расчетный счет для обособленного подразделения в банке или нет. Главным критерием в части лимита для обособленных подразделений выступает именно то обстоятельство, куда оно сдает выручку: в кассу предприятия или на расчетный счет в банке.

Итак, для обособленных подразделений существует два варианта.

Вариант первый – обособленное подразделение сдает выручку в кассу юр.лица, тогда установление отдельно лимита для него не требуется.

Вариант второй – обособленное подразделение сдает выручку в банк, в данном случае необходимо установить лимит.

3. Порядок ведения кассовых операций.

-Введен ряд положений и поправок об обособленных подразделениях.

Во-первых, уточнен термин «обособленного подразделения». Согласно новому указанию обособленное подразделение – это подразделение юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).

Во-вторых, в произошли изменения в  части расчета лимита наличных денежных средств в кассе, о чем уже было сказано выше.

В-третьих, компаниям, имеющим обособленные подразделения, разрешено самостоятельно решать, когда передавать копию листа кассовой книги юр.лицу. По старым правилам передавать листы кассовой книги нужно было ежедневно. Сейчас основное требование – предоставление их до составления бухгалтерской  (финансовой) отчетности. Таким образом, если компания предоставляет только годовую финансовую отчетность, копии можно передавать в конце года.

-Выручку, превышающую установленный лимит, предприятие обязано сдавать в организации, входящие в систему банка России. В организации федеральной почтовой связи сдавать денежные средства запрещено.

-Кассовые документы согласно новому положению могут оформляться кроме руководителя, бухгалтера или кассира, любым должностным лицом организации, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

-С 1 января 2015г. юр.лица и ИП могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств. Документы, формируемые в электронном виде, должны иметь защиту от несанкционированного доступа, обязательно должна присутствовать электронная подпись.

Таким образом, документооборот может осуществляться в электронном и бумажном виде.

-Стоит отметить, что в электронные документы после подписания не допускается внесение исправлений. В таком случае необходимо составление нового документа.

В документы, оформленные на бумажном носителе, кроме кассовых, разрешается вносить исправления. То есть, разрешено вносить поправки в книги, расчетно-платежные, платежные ведомости, составленные на бумажном носителе. Возле исправленной записи необходимо поставить дату, подпись ответственного за ведение кассовых документов сотрудника и сделать расшифровку подписи (фамилию и инициалы).

Вносить исправления в расходные и приходные кассовые ордера, распечатанные на бумаге, по-прежнему запрещено.

4. Особенности оформления кассовых документов при осуществлении кассовых операций.

-В соответствии с новым указанием юридические лица ИП вправе оформлять приходный кассовый ордер на основании контрольной ленты ККМ за день, так и на основании бланков строгой отчетности.

-Значительно упрощен порядок выдачи денежных средств.

В соответствии с новым положением подпись руководителя на расходном кассовом ордере теперь не является обязательным реквизитом. На расходном кассовом ордере обязательно должны присутствовать подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - руководителя), а также кассира.

-При передаче денежных средств получателю теперь требуется только его подпись, сумму прописью можно в заранее напечатать в «расходнике». Это позволит избежать лишних ошибок и процедуры внесения исправлений.

-При выдаче денежных средств из кассы получателю кассир на квитанции, передаваемой получателю денежных средств ставит только оттиск печати, подпись кассира теперь не является обязательной.

-Исключены положения об обязанности ведения реестра депонированных сумм.

-По новым правилам в подотчет деньги выдаются на основании заявления работника, оформленного в произвольной форме и содержащего запись о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату. Ранее требовалось, чтобы на заявлении руководитель собственноручно указывал сумму выдаваемых денег и сроки, на которые они выданы.

Итак, новым указанием по ведению кассовых операций в Российской Федерации, было внесено достаточно много изменений, основные из которых были рассмотрены в данной статье. В целом нововведения призваны облегчить жизнь предприятиям.

Назаренко Т.А.

Январь 2015 

Посмотреть «Весь список»